Таможенный Союз Казахстан. Новости таможни и публикации.

Таможня и Таможенный Союз- Лента новостей и публикаций. | Таможня и Таможенный Союз- Карта сайта. | |
 KAZ,  AZE _Версия для печати
О бедном осетре замолвите слово

О бедном осетре замолвите слово

Каспийские осетровые могут скоро полностью исчезнуть как вид

Такие предположения высказываются в прессе последние лет семь. Масштабное браконьерство, активная разработка нефтяных месторождений, периодическая массовая гибель рыбы, которую никак не может (или не хочет) объяснить официальная наука, – все это наводит на самые печальные мысли.

Однако, по мнению некоторых специалистов, не все так уж и плохо. Надежда на восстановление осетрового стада, ровесника эры динозавров, еще есть.

«Яик – золотое дно с серебряной крышечкой»

Есть такие слова в старинной казачьей песне, и это действительно так. Яик (Урал) настолько был богат красной рыбой, что ее ловили почти круглый год – на учуге, неводами, аханами, плавными и ставными сетями. Академик Петер Симон Паллас утверждал, что в беляшное время, то есть весной, в период массового хода красной рыбы на нерест деревянный учуг был готов развалиться от ее напора. По свидетельству самих яицких казаков, весенний лов в начале 70-х годов ХVIII века приносил до 800 тысяч штук севрюги и более 150 тысяч пудов (1 пуд – 16 кг) черной икры! Одна только севрюжья плавня давала прибыли не менее 24 тысяч рублей серебром. Второй лов осетров и белуг проходил сетями осенью, а третий – зимой багрением и одних только осетров.

По литературным источникам, возраст белуги (самого ценного вида из породы осетровых) может достигать 113 лет! Именно такого самца белуги длиной 400 см и весом в 725 кг поймали в Волге в начале ХХ века. Исследователь Петров описывает случаи лова в устье Урала белуги весом свыше тонны, из которой было получено 180 кг икры! К середине 90-х годов прошлого века в Урале белуга старше 30 лет составляла значительную часть популяции.

Но все это в прошлом. Популяция рыб осетровых пород за последние 30 лет снизилась до катастрофического уровня. К примеру, численность севрюги непосредственно в самом Урале еще в 1997 году составляла почти полтора миллиона особей. В 70-х годах в черте города одними только браконьерами вылавливалось до 150–170 тысяч голов севрюги, причем только самок (из-за икры), так как самцов во время нереста попросту выбрасывали обратно в реку. А в 2007 году их осталось уже 23,1 тысячи экземпляров.

По официальным же данным российских ученых из Каспийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства, численность осетровых в Каспийском море в 2004 году была такова: белуга – 5 миллионов, севрюга – 7 миллионов, осетр – 36 миллионов экземпляров. Причем это исключительно официальные данные, которые СITES (международная организация по торговле вымирающими видами дикой флоры и фауны) подвергает большому сомнению, считая, что они завышены.

Сейчас белуга старше 25 лет – большая редкость. Все старшее поколение (а это, как правило, более качественные производители) почти полностью выловлено.

Черный рыбный бизнес

Браконьеры в Атырау – это целая каста. Причем незаконная рыбалка в обывательской среде считается чуть ли не подвигом. Существуют целые браконьерские семейные династии, именами которых неофициально называют каналы, култуки и протоки, ведущие из Урала в Каспийское море. Сейчас в рыбных отделах городских рынков можно без проблем из-под полы купить кусок красной рыбы (от 1300 тенге за 1 кг) и банку черной икры (130 тысяч тенге за 1 кг).

За последние годы браконьерство на Каспии стало интернациональным. Периодически атырауские силовики «хлопают» то калмыкских, то азербайджанских, то дагестанских браконьеров. Причем нередко операции по задержанию сопровождаются погоней со стрельбой. Так, осенью прошлого года в ходе задержания целой флотилии дагестанских байд (самодельная моторная лодка) спецназовцам пришлось открыть огонь на поражение, когда со стороны браконьеров в сторону полицейских загремели выстрелы. В результате перестрелки погибли два гражданина РФ.

Нередко даже рыбацкие кооперативы занимаются криминальным рыбным бизнесом, пытаясь по липовым документам и без таковых вывезти товар за рубеж. К примеру, в начале 2007 года сотрудники областного департамента Комитета национальной безопасности пресекли в атырауском аэропорту попытку вывоза более тонны черной икры, принадлежащей ТОО «Восток», хотя тогда право на экспорт этого деликатеса имело только предприятие «Атыраубалык».

По мнению специалистов рыбной отрасли, чтобы заготовить столько икры, нужно было выловить 12 тонн одного только маточного стада, то есть икряной рыбы. И это всего лишь единичный случай. А теперь представьте, каков истинный масштаб незаконного лова! Впоследствии директор этого ТОО был осужден. В середине того же 2007 года и вовсе разгорелся международный скандал, когда наши комитетчики совместно с российскими коллегами «накрыли» подпольный цех по закатке черной икры, который располагался не где-нибудь, а на территории российской части ПВО, дислоцируемой в пригороде Атырау. Всех фигурантов дела также приговорили к различным срокам лишения свободы.

Одно время даже флагман рыбной промышленности страны «Атыраубалык» сотрясали рыбно-браконьерские скандалы.

«Атыраубалык» реанимируют

Впрочем, «Атыраубалык», переживающий нынче не самые лучшие времена, стоит на пороге крупных позитивных перемен. Тему национализации, а вернее, введения государственной монополии на вылов осетровых, их переработку и реализацию черной икры поднял глава государства в ходе рабочего визита в Атырау еще в мае 2006 года. Соответствующие министерства, коим было поручено досконально изучить этот вопрос, предложение одобрили. В итоге на базе АО «Атыраубалык» было создано КГП «Жайык балык». Позже на одном из совещаний аким Атырауской области Бергей Рыскалиев отметил: чтобы вернуть «Атыраубалык» былую славу, надо 17–18 миллиардов тенге на обновление флота и полную модернизацию всего производства. Реконструкции на заводе не было с 70-х годов прошлого века. Оборудование полностью изношено, хранить сырье и готовую продукцию негде.

По словам генерального директора КГП «Жайык балык» Василия Кузьмина, на выделенные государством 1,5 миллиарда тенге в 2010-м и 2 миллиарда тенге в 2011 году закупаются суда и орудия лова. Реанимация предприятия продолжается. В будущем планируется увеличить добычу и переработку рыбы с 3,8 тысячи до 15 тысяч тонн. Власти также намерены построить новый консервный завод мощностью 5 миллионов банок в год, цеха по выпуску соленой, вяленой и копченой рыбы, вследствие чего число работников увеличится с 700 до 2,5 тысячи человек.

В идеале госмонополия способна спасти исчезающее осетровое стадо и поправить имидж страны на международном рынке, тем более что введение монополии – одно из требований СIТЕS, которая утверждает квоты на экспорт икры и рыбы осетровых пород всем прикаспийским странам. Возможно, пополнится заметно оскудевший ассортимент рыбных прилавков городских супермаркетов, хотя не исключено некоторое повышение цен на продукцию.

Товарное осетроводство

Многие видят путь увеличения популяции в повышении эффективности проведения искусственного воспроизводства осетрового стада. По словам заместителя директора Атырауского филиала Казахского НИИ рыбного хозяйства Юлии Ким, в России осетровые заводы работают еще с 1955 года, так что в море действительно большое количество искусственно выращенной молоди, однако она ни в коем случае не должна превышать процент естественного нереста. Казахстан был вынужден запустить осетровые заводы после распада Союза, когда количество выпускаемой молоди стало чуть ли не основным критерием при выделении квоты.

– На мой взгляд, альтернативным вариантом искусственного воспроизводства может стать товарное осетроводство, в коем сейчас назрела острая необходимость, – отметила Ким. – Однако эта отрасль в Казахстане находится пока в зачаточном состоянии.

Предприниматели, заслышав, что первую прибыль можно получить только спустя, как минимум, 7 лет (по достижении рыбой половой зрелости), неохотно вкладывают деньги в этот бизнес. В Атырау сейчас существует только одно крестьянское хозяйство, чей владелец, Владимир Розметов, все-таки рискнул заняться товарным осетроводством.

Кстати, это направление является одним из приоритетных в государственной концепции развития рыбного хозяйства страны на 2007–2015 годы. Кроме того, в Атырау в следующем году начнется строительство нового осетрового завода (помимо уже двух имеющихся) мощностью 30 миллионов мальков в год.

Судьбу каспийских осетровых решают в Баку

Есть еще один выход из сложившейся критической ситуации. Год назад президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на третьем прикаспийском саммите в Баку выступил с инициативой ввести 5-летний мораторий на вылов осетровых всем прикаспийским странам. Россия, кстати, уже несколько лет пошла по этому пути, объявив, что ввела запрет на промысел осетровых и ловит их исключительно в научных целях и для искусственного разведения. Инициативу главы государства поддерживает и Азербайджан. В эти дни в Баку проходит заседание комиссии по водным биоресурсам Каспия с участием глав министерств и комитетов рыбного хозяйства прикаспийских стран, где заместитель министра экологии и природных ресурсов Азербайджана Рауф Гаджиев заявил, что срок запрета и вовсе надо увеличить до 10 лет. Кроме того, по итогам заседания в Баку будет принято подготовленное российской стороной соглашение о сохранении запасов рыб осетровых пород. Пока еще не поздно…


Артур ШИЛОВ, Атырау


ЛИТЕР
[15.12.2011] /


Персоналии статьи

Биография Назарбаев Нурсултан Абишевич фото

Назарбаев Нурсултан Абишевич

Президент Республики Казахстан
Реклама


Таможенный союз|
Ссылка на сайт обязательна

 
  » О проекте    » Контакты    » Реклама    
  ") Сайты Казахстана, казахстанские сайты, казахские сайты, сайты в Казахстане